Информационные ЭОР

изображение

Тема: "Преступление" Обществознание, 9 класс. Учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.
Мозаика слов используется на этапе изучения новой темы, при рассмотрении основных признаков преступления. После объяснения учителя, что такое правонарушение и один из видов правонарушений - проступки, учитель даёт задание ученикам: 
1. Опираясь на мозаику слов, дайте характеристику основных признаков преступления.
2. Что отличает преступление от проступка? Что между ними общего?
3. Приведите примеры проступков и преступлений.

Тема урока: «Основной закон страны».
Тип урока: урок изучения нового материала.

Целевая группа: урок рассчитан на учащихся 6 класса общеобразовательной школы.
Оборудование: учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 6 класс, мультимедийная презентация, текст Конституции РФ.
Время проведения: третий урок раздела «Политико-правовая сфера», тема 8, продолжает изучение темы «Государство и его граждане».
Изложение нового материала сопровождается работой с мультимедийной презентацией "Основной закон страны" 
1. Что такое Конституция?
 Учитель даёт объяснение понятия Конституция, выделяет основные черты (признаки) Конституции, её отличия от других законов страны, сопровождая изложение нового материала работой с мультимедийной презентацией (слайды 4, 5).
2. Из истории конституций. Учитель знакомит учащихся с историей конституционализма в других странах и в нашей стране, при этом наводя учащихся на размышления об отличиях в процессе становления конституционализма, задавая им вопрос: Как вы думаете, почему в нашей стране Конституцию меняли несколько раз?
3. Конституция РФ – основной закон страны. 
Лабораторная работа учащихся под руководством учителя с текстом Конституции РФ (слайд 8).
Прочтите преамбулу и ответьте на вопросы:
Кто принимал этот важный для страны документ?
Какова цель принятия Конституции?
 На каких принципах она построена?
Ознакомьтесь с оглавлением Конституции и опишите её структуру.
Знакомство с функциями и полномочиями Президента РФ (слайд 9).
 Действие принципа разделения властей (слайд 10). Работа со схемой «Три ветви власти». Вопросы: 
 1. Какие вопросы решает каждая из этих ветвей власти?
 2. Как вы думаете, зачем необходимо разделение властей?
Положения об основных правах и свободах граждан РФ (слайд 11).
Вопрос учителя: Какое значение для вас имеют эти права и свободы?

Сервис "Свидетель" - неоценимая находка для учителей обществоведческих дисциплин. В нём собраны звукозаписи из государственных и личных семейных архивов, свидетельствующие о том или ином событии. Их можно использовать в качестве самостоятельных источников информации для школьников при изучении, например коллективизации, Великой Отечественной войны, перестройки и т.д. И у нас, современного поколения, есть возможность, сохранить свои впечатления и оценки тех или иных событий XX и XXI вв., чтобы те, кто будет жить после нас, изучали историю страны по свидетельствам очевидцев. Также этот сервис можно использовать для создания аудио приложений к своей родословной с голосами наших близких, чтобы сохранить их для потомков, для детей и внуков, чтобы жизнь каждого поколения не начиналась с чистого листа. Меняется наша жизнь, меняются и источники информации. Не так давно мы пользовались кассетными аудиомагнитофонами и видеомагнитофонами. Информационное общество диктует свои правила. Современные цифровые носители позволяют надолго сохранять аудио и видеоматериалы. Как бы не совершенствовалась техника, но интернет никуда не денется. Поэтому все наши аудиофайлы, размещённые и сохранённые в "Свидетеле" помогут сохранить их для наших потомков.
Тема урока: "Переход к новой экономической политике" (9 класс).
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России. XX - начало XXI века. - М., Просвещение, 2010.
Первым вопросом плана изучения новой темы является "Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления НЭПа".
Изучение новой темы предваряет беседа учителя с классом по вопросам:
1. Как называлась экономическая политика государства в годы Гражданской войны?
2. В чём сущность "военного коммунизма"?
3. Какие мероприятия в области сельского хозяйства характеризовали "военный коммунизм"?
4. Каково было отношение крестьян к этой политике?
5.Существовала ли связь между политикой "военного коммунизма" и Крондштадтским восстанием?
Т.о., учитель подводит учащихся к пониманию причин перехода к НЭПу, чётко формулирует их и говорит о том, что в марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу), первым шагом которой стала отмена ненавистной крестьянам продразвёрстки. Вместо неё вводился продналог.
Затем учитель организует работу учащихся с документом - отрывком из резолюции X съезда РКП(б) "О замене развёрстки натуральным налогом" (в учебнике стр. 132-133), кроме последнего 5 пункта.
Вопросы к документу:
1. В чём принципальное различие между продразвёрсткой и продналогом?
2. Как распределялся продналог между крестьянскими хозяйствами?
И только после этого учитель с помощью сервиса "Свидетель" проигрывает речь Ленина "О замене продразвёрстки продналогом", предварительно обратив их внимание на вопросы (записанные на доске или спроецированные на экране), на которые они должны будут ответить после прослушивания.

 Вопросы к аудиозаписи:

1. Какие изменения, по-мнению Ленина, должны были произойти у крестьян после замены продразвёрстки продналогом?

2. Какие стимулы для расширения производства создавал продналог?

3. Почему Ленин считал важным поощрение и развитие мелкой промышленности? После этого урок продолжается по плану.

Я решила создать комикс по истории средних веков, при этом использовала Книгу для чтения по истории средних веков. - М., Просвещение, 1991.

Тема урока: "Формирование средневековых городов" (6 класс, всеобщая история). Знакомство учащихся с жизнью горожан можно начать с просмотра комикса. Задание. Используя содержание комикса "Жизнь людей в средневековье", выполните задания:

1. Опишите облик средневекового города.

2. На прошлом уроке вы познакомились с жизнью и бытом крестьян средневековой деревни. Назовите отличия в жизни крестьян и горожан.

3. Что было общего в их положении?

После этого происходит дальнейшее более детальное знакомство с особенностями средневековых городов, их борьбой за самоуправление и т.д. с опорой на другие средства обучения.

Сухорукова Надежда Александровна - учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОШ №2". Высшая квалификационная категория. Стаж - 22 года.

Контакт

Адрес:

п. Лиман Астраханская область 

E-mail:

sukhorukovanadeshda@yandex.ru

Счётчик посещений

счетчик посещений